В этой статье попробую обобщить свои наблюдения: почему у одного продавца на рынке идет торговля, а у другого – нет. Почему один продает все по высокой цене и у него постоянно очередь, а другой не может продать свое за копейки. Как успешно торговать на овощном рынке? Как научиться торговать, можно ли вообще этому научиться? Об этом читайте в этой статье. В дополнение рассматриваются некоторые моменты торговли на овощном рынке. Итак, почему возникла идея написания такого материала?
Так или иначе, жизнь моя с раннего детства всегда связана с рынком. Еще в школьном возрасте помогал родителям возить молодую картошку на продажу в город Ростов-на-Дону. Дома на огороде, в саду помогал готовиться на рынок. Мама у меня не один десяток лет торгует на овощном рынке, а я ей помогаю. Так что есть некоторый опыт в этой теме.
В последнее время многие наши соотечественники стоят перед проблемой пополнения семейного бюджета. Денег катастрофически не хватает. Остро стоит вопрос о дополнительном заработке. В сельской местности (да и в городской тоже) часто ничего другого не остается, как выращивать на своем участке сельхозпродукцию на продажу. Но вырастить – это еще не все. Надо ее как-то реализовать. Можно, конечно, сдавать выращенный урожай перекупщикам. Но гораздо выгодней, если есть возможность, реализовывать самому на плодоовощном рынке. Насколько выгодней? Раза в полтора-два. Только следует учесть, что за один раз вы много не продадите по хорошей цене (для вас). Например, на нашем рынке в сезон за один раз хороший товарный виноград можно продать 1-2 ящика по цене 70-100 руб. за 1 кг. Ну а по цене 30-40 руб. вы можете сдать винограда перекупщикам сколько угодно. Так что решать вам.
Можно и самому заделаться перекупщиком (предпринимателем) – скупать у населения овощи и фрукты и ими торговать. Некоторые знакомые успешно совмещают торговлю своим товаром и покупным.
Для успеха в любом деле, в том числе и в торговле, необходим в первую очередь талант или, так сказать, дар свыше. Ну есть такие люди, которым все легко и просто, и торговля «в руку». Но такие далеко не все. Таких единицы. Присмотримся повнимательней к таким людям. Чем же они «притягивают» покупателей? В чем секрет успешной торговли?
1. Им нравится торговать, ведут себя естественно и просто. Даже скажу, что эти люди получают удовольствие от торговли, от общения. Ни капли смущения, типа вот «стою на рынке, знакомые увидят, что-то там не так подумают» и т.д. Т.е. никакого ложного стыда. Конечно, если торговля «не идет» - покупателей на рынке мало, товар почти весь не распродан – и у них настроение не лучшее. Но так случается крайне редко. Итак, вывод по этому пункту довольно простой и известный: «Будь попроще – и к тебе потянуться люди».
2. С потенциальным покупателем надо общаться. И общаться ненавязчиво. И не обязательно многословно… И не обязательно улыбаться по-японски.
Приведу пример диалога продавца с покупателем:
- Почем редиска? (покупатель)
- Сто рублей за килограмм. (продавец) И почти сразу ненавязчиво добавляет: - Отличная редиска, сами ели, довольны.
В идеале к каждому потенциальному покупателю должен быть свой подход. Мужчина или женщина, молодой человек или пожилой, торопящийся или нет, одетый бедно или весь в золотых цепях и перстнях – ко всем свой подход.
3. Опрятный внешний вид. Т.е. такой внешний вид, который не отпугивает покупателя. А он сейчас очень привередливый. Косметика – в меру, а не три слоя. Чистая одежда, чистые волосы, руки и т.д.
4. Также отпугивают покупателей на рынке курящая женщина-продавец и сквернословие (маты). При других равных условиях (одинаковый товар, одинаковая цена) большинство не купит там, где трехэтажный мат.
5. Очень важный фактор успешной торговли – качественный товар. Это позволяет установить высокие цены и завести постоянных клиентов. Люди уже устали от того, что их постоянно везде и всюду "разводят". Поэтому они с радостью отдадут вам свои деньги, лишь бы купить качественный товар.
Хотите, чтобы от вас к конкуренту «ушел» постоянный клиент? Продайте один раз некачественный товар. Это проверено. Мудрые продавцы, если у них постоянный покупатель хочет что-то купить, а это что-то не совсем качественное, тихонько говорят: «сегодня это не качественное, идите и купите лучше там-то у того-то»
А что делать, если товар испортился, а продать не успели? Чтобы не выбрасывать, можно завести, например, свиней. У моих знакомых свиньи едят пропавшие бананы, апельсины и другую отечественную и импортную сельхозпродукцию.
6. Успешные продавцы стараются расширить свой ассортимент продукции.
7. Хорошо торгуют в родном городке, селе те люди, у которых много знакомых. Судите сами, при наличии одинакового товара и равной цены, вы наверняка купите у человека, которого знаете.
8. Еще один очень важный фактор успешной торговли – хорошее место. Там, где вы торгуете, должны ходить люди. Иначе торговля будет заведомо плохая.
9. Успешные продавцы никогда не «дешевят», т.е. своему товару они знают цену. Но в тоже время чутко реагируют на ситуацию на рынке (на цену и количество товара на рынке на данный момент).
Замечено, что чем ниже вы устанавливаете цену на свой товар, тем подозрительней к нему относятся потенциальные покупатели. И наоборот, высокая цена ассоциируется с высоким качеством. Это, конечно, не 100-процентное утверждение. Но тенденция такая есть.
Но есть один момент. Если вы видите, что рынок сегодня плохой, торговля не идет, а ваш товар до завтра пропадет, то стоит и сбросить цену (особенно для оптового покупателя).
10. Для многих людей рынок (базар) – то место, где можно поторговаться. И ничего зазорного нет в том, чтобы немного уступить в цене покупателю и доставить этим ему некоторое удовлетворение.
Некоторые продавцы сами сбрасывают немного цену. Например, кладут товар на весы. Весы (электронные) сразу показывают цену – 42 рубля 22 копейки. А покупателю отдают уже за 40 рублей. Т.е. не мелочатся, и людям это нравится.
11. Проверено на практике, что товар надо поднимать на прилавке выше (на какие-нибудь ящики). По крайней мере, ваша продукция должна быть не ниже, чем у конкурентов. То есть вы должны так расположить товар на прилавке, чтобы он был хорошо виден людям. Тут справедливо выражение: "показать товар лицом".
Так же считается хорошим тоном дать покупателю в руки пакет, чтобы он сам выбирал себе овощи и фрукты.
12. Считается правилом хорошего тона сказать покупателю: «Спасибо за покупку». В гипермаркетах типа «Магнит» тоже так говорят. Значит, в этом что-то есть для успешной торговли
Вот такие получились рекомендации для тех, кто хочет научиться успешно торговать на рынке, на овощном или на каком-нибудь другом.
Чего следует опасаться на рынке?
Ответ простой – людей. Там где собираются люди, часто происходят всякие склоки, ругань и т.д. Поговорка «человек человеку волк» становится правилом нашей жизни.
Что вас может подстерегать на рынке:
1. Зависть (черная). Если вы начнете удачно торговать, то, возможно, столкнетесь c различными проявлениями такого явления как зависть со стороны других продавцов.
2. Неадекватные люди (покупатели) – психически неуравновешенные или со странностями.
3. Следует остерегаться проходимцев и быть очень внимательным к деньгам. Могут подсунуть фальшивые купюры, могут сознательно обсчитать, украсть и т.д.
Но не все так страшно на рынке – там обычная работа в общественном месте.
Итак, торговля на рынке чем-то похожа на рыбалку. Никто наперед не знает, как пойдет торговля, сколько будет товара у конкурентов, сколько будет сегодня покупателей. Но опытный продавец (как и опытный рыбак) всегда с уловом.