Горожан потянуло к земле. Одни вдруг побросали офисы и рьяно взялись выращивать кур, кроликов и прочую живность. Другие выстраивают инфраструктуру по продаже. Но весна "нового фермерства" уже на исходе.

Текст: Владислав Коваленко

Когда бывший журналист Борис Акимов, бывший айтишник Александр Михайлов и бывший директор представительства Василий Пальшин в 2009-м затевали "ЛавкаЛавку", это было просто хобби. Но разовые поставки гусей для знакомых переросли в бизнес с шестью десятками поставщиков-фермеров и "фасадом" в виде интернет-магазина. "ЛавкаЛавка" принимает 600 заказов в месяц (рост за год в 20 раз), ее ежемесячная выручка составляет 8 млн руб. Из них половина — наценка "ЛавкаЛавки", благодаря чему проект знаменит молоком по 140-180 руб. за литр и говядиной по 800 руб. за килограмм.

Сегодня такой "хобби"-заход на рынок вряд ли возможен. Схожий по модели проект "Прямо с фермы" бывших топ-менеджеров "Русагро" Андрея Машука и Дениса Прасолова строился сразу по-деловому. За неполный год существования Машук (как основной инвестор) вложил в интернет-магазин и производственно-логистический центр $3,3 млн. В мае 2012-го выручка "Прямо с фермы" составила 35 млн руб. (сюда входят также выручка четырех собственных офлайновых точек и продажи через партнерские магазины). Если "ЛавкаЛавка" заключает с поставщиками эксклюзивный контракт, то "Прямо с фермы" договаривается о фиксированных поставках. Проект работает с примерно 130 фермерами, но коммуникаций между потребителем и производителем, в отличие от "ЛавкаЛавки", не обеспечивает. Цены демократичнее: литр молока здесь стоит без скидок 59 руб., из которых наценка продавца составляет 30% (по другим позициям доходит до 60%).

О приближении рынка к зрелой стадии можно судить и по другим приметам. Например, количество запросов "натуральные продукты" в "Яндексе" относительно общего числа запросов с мая 2011-го по май 2012 года сократилось на 20%, тогда как еще в сентябре 2011-го по сравнению с сентябрем 2010 года оно выросло на 5%. Не случайно участники рынка вовсю озаботились проблемой сертификации: ну а как иначе потребитель отличит мясо от мяса и молоко от молока? Здесь пока полный хаос. Кто-то (та же

"ЛавкаЛавка" или "Экокластер" Игоря Коновалова — статью о нем см. на с. 57) разрабатывает свои "экостандарты", кто-то ("Органик" Николая Цветкова) привлекает сторонних аудиторов, кто-то ("Прямо с фермы" или основатель "Белоусов групп" Игорь Белоусов — см. стр. 52) довольствуется ГОСТом. Независимые аудиторы вроде генерального директора ООО "Эко-контроль" Андрея Ходуса называют попытки самосертификации "скорее PR". Российский рынок биопродуктов Ходус оценивает в 80 млн евро, а его ежегодный рост — в 30-40%.

Возможное направление эволюции новых аграрных проектов уже просматривается. В 1905 году тысячи финских фермеров объединились в кооператив, чтобы сообща производить и продавать молочную продукцию. Этот кооператив мы знаем сегодня под названием Valio — в нем 8,5 тыс. участников, которые в 2011 году заработали 2 млрд евро выручки. Век спустя российские аграрные кластеры все еще страшно далеки от такого уровня: они объединяют по 50-60 участников и на несколько других условиях. Что ж, потенциал роста есть.